Немецкая АКПП ZF, созданная на Getriebe GmbH (ZF Friedrichshafen AG). Этими новинками сегодня комплектуются такие марки автомобилей как Mercedes, BMW, Volkswagen, Audi, Porsche, Opel, Volvo, Saab, Peugeot, Renault, Skoda, Citroen и некоторые другие. И эта АКПП обладает некоторыми конструктивными недочетами, которые, кстати говоря, встречаются не только у нее, но и в иных моделях АКПП других автопроизводителей.

К главным причинам неисправности АКПП ZF относят:

Несвоевременную замену трансмиссивной жидкости/масла и фильтра.

Трансмиссивная жидкость или масло с течением времени загрязняется. И хотя это не могут быть продукты сгорания топлива, как в случае с моторным маслом. В АКПП масло загрязняется продуктами горения и износа фрикционов (фрикционных дисков), стружкой износа различных шестеренок и иными продуктами износа и истирания. Отсюда для каждой АКПП или марки авто определена периодичность полной замены масла АКПП и фильтра. Обычно этот параметр находится в пределах диапазона 40-60 000 км пробега. При этом, чем тяжелее условия эксплуатации и более экстравагантен стиль езды, тем чаще придется менять первое и второе. Появление «вечного масла», то есть трансмиссивной жидкости рассчитанной на полный период «жизни» АКПП всего лишь рекламная уловка. Ведь конкретные сроки такой эксплуатации там не определяются. Любое, даже самое «стойкое» масло должно использоваться не дольше, чем от выхода с конвейера до первого капремонта. При этом на некоторых авто масла для АКПП хватает до 150-200 000 км пробега, а уже потом сама АКПП безвозвратно «ложится». Этого масла хватает на весь срок службы АКПП. Но до этого лучше не доводить, а менять масло своевременно, чтобы при каждом капремонте, а то и чаще не приходилось менять АКПП.

Перегрев трансмиссивной системы.

В процессе функционирования каждая современная АКПП выделяет огромное количество тепла. Главными источниками его являются насос и гидротрансформатор. В современных АКПП для экономии расхода топлива сразу после начала движения включается блокировка гидротрансформатора. Но самой «буксующей» блокировке тоже требуется дополнительное охлаждение. Которое проходит за счет трансмиссивной жидкости. Но и ее, необходимо дополнительно охлаждать, Что происходит при прохождении последнего через выносной радиатор, расположенный между выносным и основным радиаторами. Либо через контур радиатора двигателя, либо через сам теплообменник. По физическим свойствам, чем выше температура масла, тем ниже его смазочные качества. Высокая температура по смазочным свойствам масло приближает к обычной воде. Что негативно влияет не только на охлаждение, но и на смазку деталей и узлов АКПП. Отсюда происходит быстрый износ АКПП при работе в экстремальных (повышенная температура) условиях. Поэтому охлаждение напрямую зависит от эффективности работы радиаторов. К сожалению, в течение 1-2 лет они так сильно засоряются пылью и разным уличным сметом, что практически не охлаждают (эффективность охлаждение уменьшается более чем в 2 раза) трансмиссивное масло.

Но это еще не все. Современные автопроизводители увеличили мощность работы двигателя на малых передачах (это усилило сгорание топлива и снизило его расход). Что увеличило температуру работы двигателя до 105-115 гр.С. А на приборной доске горит привычное ранее 90 Гр.С. Поэтому независимо от показаний датчиков рабочих температур двигателя необходимо раз в 2-3 года обязательно снимать и чистить радиаторы, теплообменники или кондиционеры. Пусть это повлечет денежные расходы, но это дешевле приобретения новой АКПП или ее основных деталей. Можно еще пробовать регулировать температуру работы двигателя (особенно в жаркое время года) установкой рычага в положение «N». К слову, в современных ZF6HP АКПП это происходит в автоматическом режиме (режим «автонейтраль»). Еще причина, начал течь радиатор и в него добавляют воду со специальными присадками. Которые забивают не только течи, но и огромное количество мелких ламелей. Отсюда охлаждение трансмиссивного масла резко падает. И АКПП очень быстро и довольно серьезно выходит из строя.

Езда с заранее не прогретой трансмиссивной системой.

Особенно это актуально в авто, где установлен автономный предпусковой подогреватель двигателя. Именно двигателя, и он не прогревает АКПП. Трансмиссивная жидкость если не замерзает, то очень загустевает. А густое масло не очень качественно смазывает «трущиеся» детали и даже не проникает в некоторые отдельные узлы и детали. Помимо этого в АКПП много пластмассовых и резиновых деталей, которые на морозе становятся плотными и хрупкими. И без прогрева могут лопаться и выходить из строя. Отсюда прогрев АКПП перед работой в зимнее время года строго обязателен.

И делается это так:

  • При Т до (-10) Гр.С заводим мотор, селектор переводим в положение «D» и прогреваем, держа ногу на педали тормоза, 5-10 минут;
  • При Т ниже (-10) Гр.С заводим мотор, даем двигателю поработать на холостом ходу до 5 минут. Затем переводим селектор в положение «D» и, держа ногу на педали тормоза, прогреваем АКПП 5-10 минут;
  • При Т ниже (-25) ГР.С делаем все аналогично, только временные интервалы увеличивает в 2 раза.

Буксирование в грязи или при транспортировке тяжелого прицепа или иного автомобиля.

Однозначно сказать, что буксировка тяжелых прицепов и иных авто на транспорте с АКПП крайне нежелательна, нельзя. Все это, как и буксировка в грязи, очень сильно нагревает трансмиссивную систему. Нужно не забывать об этом и давать ей немного охладиться. Нежелательно также резко менять направление движения. Или злоупотреблять элементами «горе экономии топлива». Именно «горе экономии», потому как движение «накатом» на холостом ходу для АКПП чревато перегревом. Так как маслонасос работает меньше и не справляется со смазкой всех деталей АКПП. Что быстро изнашиваются, и даже разрушается заднюю планетарку. Экономьте правильно.

Езда в режиме резкой смены торможения и ускорения, что часто называют «спортивным» стилем езды.

Скоростная передача максимального крутящего момента от мотора на колеса заложена в современных АКПП. Но «требовать» это от нее очень часто и резко чревато быстрым износом и серьезными поломками. Так спортивный или рывковый стиль езды не выдержит даже самая надежная и качественная немецкая АКПП. Она проходит не более 40-60 000 км пробега.

Берегите АКПП, и это поможет сберечь ваше время, нервы и деньги.