Серия четырёхступенчатых АКПП: U140 (U140E/140F), U240 (U240E), U241 (U240E).

Японский производитель АКПП Aisin или Toyota Group предлагает серию 4-хступенчатых АКПП:

  • U140, которая чаще всего встречается в усиленном варианте под маркировкой U140E, что для серии полноприводных автомобилей получило букву «F»;
  • U240, аналогично U240E;
  • U241 и U241E.

Но самое интересное в том, что эта серия получилась столь удачной и беспроблемной в эксплуатации. Что стала бесспорным фаворитом в автомире, особенно в рамках автомобилей марки Toyota.

До сих пор эти АКПП относятся к разряду самых надежных и не приносящих особых хлопот автолюбителям. Эти коробки способны ходить до 200 000 км пробега, без каких либо видимых и значимых поломок. Главные причины обращения в СТО – это сервисная замена масла, требуемых прокладок и сальников, а также фильтра АКПП в совокупности с прокладкой поддона. Типичных недочетов в этих АКПП нет. Но автовладельцы должны нее пренебрегать тем, что эти АКПП не переносят экстремальных режимов и условий передвижения.

Единственными недостатками являются возрастные проблемки этих АКПП. Которые вряд ли по истечению стольких лет эксплуатации можно отнести к конструктивным проблемам всей серии. Итак, обо всем по порядку.

Планетарный ряд страдает от разбивания оси передней планетарки. Отсюда идет поломка зубьев сателлитов. С выходом из строя последнего часто ломается и подшипник или солнечная шестеренка. Что требует обязательного обращения в СТО. В ходе дельнейшей эксплуатации осколки сломанных сателлитов приводят к поломке задней планетарки. Далее из строя выходит барабан и ступица/хаб (Hub) под фрикционы. До этого даже столь надежную и «терпеливую» АКПП лучше не доводить. При первых признаках неисправности АКПП стоит обязательно обращаться в профессиональные СТО.

Задняя крышка возрастных АКПП данной серии страдает от постоянной работы на износ. Компьютер этой 4-хступенчатой серии способен нагружать ее «по полной программе», что не может выдержать металл задней крышки, особенно при длительных перегрузках. Так компрессионное тефлоновое кольцо просто разбивает заднюю крышку. Однако страдает не только крышка, часто вместе с ней сгорают фрикционы и из строя выходит барабан. Что многим напоминает проблемы «фордовско-маздовских» АКПП (см. в статье об АКПП FN4A-EL или 4F27E). В любом случае не стоит забывать, что сама АКПП создана для надежной и длительной работы в обычном режиме, хотя ее электроника может нагружать ее до предельных нагрузок.

Здесь еще могут встречаться и такие поломки как:

  • Замена поршней, которые под действием времени и высоких рабочих температур приходят в негодность, по причине затвердения их резинок;
  • Периодическая полная замена трансмиссивной жидкости/масла;
  • Замена сальника или манжеты насоса, что предотвращает возникновение протечек масла АКПП

В итоге, мы имеем уникально надежные и долговечные АКПП, но только при условии внимательного к ним отношения. А также не использования частых и длительных экстремальных типов езды. А также при условии своевременных замен масла и прокладок поддона.

Серия пятиступенчатых АКПП: U150 (U150E), U151 (U151E/U151F), U250 (U250E/U250F).

В 2001 году на смену прекрасно зарекомендовавших себя 4-хступенчатых предшественников появляется более комфортная и экономичная 5-тиступенчатая АКПП. Новинка приобрела усиление некоторых узлов своего предшественника, что позволило снять некоторые огрехи ее использования. Но немаловажным стало то, что тут осталась возможность полной взаимозаменяемости деталей от 4-х ступенчатой АКПП к 5-тиступенчатой новинке.
Обновленная серия включает в себя АКПП маркированные по классификации от Toyota U150 (U150E), U151 (U151E/U151F) и U250 (U250E/U250F). Что по классификации Aisin U151E идет как 95-51LS, а U250E как 95-50LS. Где:

  • U250E популярна в тойотовских авто от 2,5 до 3,5 l двигателями;
  • U151E в 2003 году заменила U150E. Как новинка, так и предшественник, то есть обе АКПП отличаются возможностью передачи крутящего момента более высокого уровня, нежели U250E;
  • Они, как и их предшественник, имеют модификации, отмеченные буквами «E» и «F».

По своей надежности, долговечности, а также устойчивости к износу новинка полностью сопоставима со своим предшественником. Из конструктивных особенностей здесь можно отметить наличия, а точнее полное отсутствие ограничений со стороны автоматики в желании использовать автомобиль в условиях агрессивной езды. Но эта возможность заложена только в компьютере, «железо» новых АКПП этих нагрузок не выдерживает. Поэтому надежность длительного использования данных АКПП во многом зависит от водителя. Не стоит пренебрегать этим, и ваше АКПП будет служить вам верой и правдой длительное время.

В частности новинка реже страдает проблемами планерки. Задняя крышка столь же проблематична, как и 4-хступенчатого аналога. Отличие состоит в том, что автоматика предыдущей серии настроена на более щадящий режим.

При первом капремонте в 5-ступенчатой АКПП чаще всего меняют пакет сцепления или Overdrive, сальники насоса и полуоси, а также фильтр. Обязательной диагностики требует тефлоновое кольцо между барабаном и задней крышкой, а также сам барабан и задняя крышка.

Последующие ремонты требуют замены всего изношенного пакета сцепления, обрезиненных поршней или Overdrive Clitch, барабана вместе с опорными дисками и ретейнера.

Помимо этого в АКПП, выпускавшиеся до 2004-2005 года, где отмечаются проблемы с гидроблоком, который не справлялся с высокотемпературными рабочими нагрузками. Потому как материал его исполнения не был полностью адаптирован к новым мощным двигателям. А также с загрязненным маслом, которое частицами пыли от горящих фрикционов выводило из строя соленоиды и вызывало растачивание каналов гидроплиты. Отсюда часто образовывалась масляно-воздушная пена. Поэтому многие детали и узлы АКПП не дополучали смазки и быстро снашивались. В 2005 году гидроблок АКПП был конструктивно усовершенствован.

В возрастных АКПП «слабым звеном» зачастую является крышка насоса с шестернями, которые при длительном низком давлении уже загрязненного масла, выводят из строя втулки.

Не стоит забывать, что все описанные проблемы свойственны возрастным АКПП, которые уже отслужили свой век. «Юные» аналоги 5-тиступенчатой АКПП столь не «не убиваемы» и долговечны, как и их 4-хступенчатые предшественники.

Для продления «жизни» 5-тиступенчатых АКПП, как впрочем, и их 4-хступенчатых аналогов, производитель рекомендует использовать «вечные» трансмиссивные жидкости. То есть тойотовские трансмиссивные масла или AFT Toyota Type T-IV или Toyota Type WS, либо иной марки, что зависит от модели автомобиля. Главное не забывать, что это касается и масляного фильтра. А также то, что «вечное» масло – это масло способное «проходить» от капремонта до капремонта, а не от покупки до полного износа всего автомобиля.

В итоге 5-тиступенчатые АКПП получились достойными своих супернадежных 4-хступенчатых предшественников. Главным отличием является их высокая экономичность и эргономичность в использовании. Что вполне оправдывает разность в цене. А степень их ремонтопригодности не отличается от прародителей, как и их надежность. Остается не забывать о главном предостережении в использовании. Это не злоупотреблять экстремальными условиями передвижения и не увлекаться спортивными стилями езды. Из основных рекомендаций стоит отметить обязательность замены (каждые 2 года) масляного фильтра и прокладки поддона. И ваша трансмиссивная система будет служить вам долго, верно и без каких либо хлопот.